|
Mercedes-Benz Actros
Появление на российском рынке новейшего семейства строительных автомобилей Mercedes-Benz Actros вызвало заметный интерес у отечественных специалистов. Улучшенные технические характеристики делают эксплуатацию этих грузовиков ещё эффективнее и выгоднее. Немалую лепту в это вносит и наличие в новой линейке версий Actros с автоматической коробкой передач. Обновленец
Прежде, чем рассказать об эксплуатационных качествах новых «Мерседесов» остановимся на их технических особенностях. У третьего поколения строительных Actros уже в стандартной комплектации двигатель и радиатор защищены 4-миллиметровым стальным листом. Стальным поддоном закрыт и топливный бак. Усиленные корпуса зеркал изготовлены из ударопрочного рифленого пластика, а стальные шарнирные кронштейны подножек заменены резиновыми. Слева над дверью кабины для более удобного обзора содержимого кузова установлен широкий поручень. Головную оптику теперь защищают не пластиковые, а стальные решетки. В кабине на передней панели (впервые на машинах данного класса) появился дисплей, отображающий уровень зарядки аккумуляторов. Картину дополняют, датчики дождя и света, передняя откидная подножка для очистки лобового стекла, новая решетка радиатора, доработанный передний фартук, а также система обогрева кузова отработавшими газами.
Однако одним из главных козырей строительных Actros III стала автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач PowerShift 2, точнее её внедорожная версия оff road со специальными режимами управления и 4 передачами заднего хода.
Тестируемый грузовик модели Actros 3336К 6×4/3600 грузоподъемностью 20 т оснащен 360-сильной V-образной «шестеркой», оборудованной для соответствия экологическим нормам Евро-4 системой BlueTec. Его соперником в своеобразном испытании стала модель предыдущего поколения Actros 3332 К 6×4, но с механической трансмиссией.
Алгоритмы управления
Чтобы в полной мере оценить достоинства Actros с «автоматом», его тест-драйв проводился на дорогах с различными покрытиями. Кроме участка городской трассы, машину ждали проселок и полоса с искусственными препятствиями.
У самосвала оснащенного коробкой PowerShift 2 только две педали - тормоз и газ. Механизмы включения межосевых и межколесных блокировок объединены в один поворотный выключатель. Трансмиссия может работать как в полностью автоматическом режиме, так и в ручном. Во время работы «автомата» разгонная динамика на шоссе не слишком впечатляет. Но лишь до тех пор, пока не, утопишь педаль акселератора в пол. Мотор сразу оживает и переключение передач происходит на повышенных оборотах - приблизительно 2000 мин-1, вместо штатных 1500. Правда, стрелка тахометра при этом вплотную приближается к границе зеленой зоны, «подтягивая» за собой и расход топлива.
К особенностям «автомата» отнесем некоторую «задумчивость» при резком сбросе скорости. При показании спидометра 40 км/ч, он ещё держит включенной 12-ю передачу. И лишь через пару секунд после нажатия педали акселератора коробка начинает реагировать, понижая передачи. Кстати, даже в ручном режиме вниз сильно не попереключаешься - со скорости 90 км/ч можно «сбросить» максимум две ступени. Дальше срабатывает ограничитель и раздается зуммер. Так, электроника оберегает двигатель и трансмиссию от перегрузки на повышенных оборотах. И все же, ручной режим PowerShift 2 неплохо выручает при обгонах.
Главное достоинство «автомата» Actros - четыре режима управления: EcoRoll (экономичное движение), Power mode (силовой режим), Rocking mode (режим раскачивания) и Manoeuvring mode (режим маневрирования). Особенность работы EcoRoll состоит в том, что при активированном круиз-контроле он, где это возможно, автоматически включает нейтральную передачу для движения «накатом». При переходе на Power mode электроника быстрее включает пониженные передачи и дольше удерживает их на повышенных оборотах. Rocking mode используется для раскачки забуксовавшего грузовика. При отпускании педали газа, электроника подает управляющий импульс на выключение сцепления и машина чуть откатывается назад, коробка же при этом не переходит в нейтраль. С повторным нажатием на газ к колесам вновь подводится крутящий момент. После пары, тройки таких качаний машина обычно справляется с препятствием.
Похвалы заслуживает и Manoeuvring mode. В этом режиме двигатель не раскручивается выше 800 - 900 мин-1, позволяя без особых усилий очень точно маневрировать в стесненных условиях. Это здорово пригодится грузовику на стройплощадке. Кстати, один из этапов нашего тест-драйва как раз предусматривал загрузку самосвала фронтальным погрузчиком в ограниченном пространстве с последующим движением на подъем, где себя вместе Manoeuvring mode отлично проявил и режим Power. Маневренность и тяговые усилия грузовика оказалась весьма достойными.
Четыре передачи заднего хода, на две из которых переключение происходит очень быстро тоже оказываются очень полезны. Особенно, когда нужно долго двигаться назад при отсутствии возможности развернуться. Кроме того, коробка PowerShift 2 обеспечивает прямое переключение с 1-й на заднюю передачу.
Штурмуя бездорожье
Свои внедорожные возможности самосвал Actros с трансмиссией PowerShift 2 показывал на специальной трассе, представляющей собой сильно заросшую грунтовку с заболоченными участками. Разгон происходил довольно уверенно и плавно, рывки не ощущались. «Автомат» переходил с одной передачи на другую без видимых задержек. В реальных условиях эксплуатации отсутствие необходимости каждую минуту, а то и через считанные секунды дергать за рычаг КПП является хорошим подспорьем. Естественно нагрузки и утомляемость при этом резко снижаются. Для России, где строительным автомобилям приходиться часто работать в сложной обстановке - это вдвойне ценно. Любопытно, что на проселке Actros с «механикой» довольно быстро застрял, в то время как его «автоматизированный» собрат уверенно справился с выпавшими на его долю испытаниями.
Достоинства АКП проявились и во время преодоления спецучастка, искусственно усложненного крупными булыжниками, внушительного размера бревнами, уложенными поперечно, а также ямой с водой. Кстати, при её форсировании очень пригодился Rocking mode, а также блокировки дифференциалов. Хочется ещё отметить и неплохие характеристики подвески кабины и шасси Actros - на проселке они отлично гасят дорожные неровности. Правда, если скорость не превышает определенного предела. Дальше не спасет никакая система подрессоривания.
Цена самосвала Actros 3336К 6×4/3600 с «автоматом» в 2010 г. с учетом увеличения таможенной пошлины с 5 до 25% составит около 145 тыс. евро.
Павел Нечаев
Материалы с сайта www.trucklist.ru
21.03.10 Страница: [1] [2] |
|